Самостоятельный медикаментозный аборт в сравнении с медикаментозным абортом под руководством медицинского работника

Кэтрин Гамбир, Кэрон Ким, Келли Энн Некастро, Бела Ганатра, Тхоаи Д Нго

Кокрановская база данных систематических обзоров 2020 г., Издание 3. Ст. № CD013181. DOI: 10.1002/14651858.CD013181.pub2

https://doi.org/10.1002/14651858.CD013181.pub2

Общие сведения

Появление медикаментозного аборта облегчило доступ к процедурам безопасного прерывания беременности. Процедуры медикаментозного аборта включают в себя прием мифепристона, а затем мизопростола или схему приема одного лишь мизопростола. Медикаментозный аборт под руководством лечащего врача предполагает прием лекарственного препарата в его присутствии. При самостоятельном медикаментозном аборте женщины применяют соответствующие препараты самостоятельно, без наблюдения медицинского работника в течение как минимум одного этапа медицинского протокола. Самостоятельное проведение медикаментозного аборта позволяет женщинам контролировать процесс прерывания беременности. В условиях нехватки медицинских работников, самостоятельный аборт может снизить нагрузку на систему здравоохранения. Однако по-прежнему неясно, является ли самостоятельный медикаментозный аборт эффективным и безопасным. Важно понять, могут ли женщины безопасно и эффективно прерывать собственную беременность, имея доступ к точной и надлежащей информации, высококачественным медицинским препаратам и медицинскому обслуживанию в учреждении в случае осложнений.

Цели

Сравнение эффективности, безопасности и приемлемости самостоятельного медикаментозного аборта и медикаментозного аборта под руководством врача, в любых условиях.

Методы поиска

Мы изучили Кокрановский центральный регистр контролируемых испытаний, базу MEDLINE и другие неиндексированные ссылки, Embase, CINAHL, POPLINE, LILACS, ClinicalTrials.gov, МПВКИ ВОЗ и Google Scholar с момента создания до 10 июля 2019 г.

Критерии отбора

Мы включили рандомизированные контролируемые испытания (РКИ) и проспективные когортные исследования с сопутствующей группой сравнения, используя план исследований, в рамках которых сравнили самостоятельный медикаментозный аборт с медикаментозным абортом под руководством медицинского работника.

Сбор и анализ данных

Два эксперта самостоятельно осуществили отбор данных, а мы провели метаанализ, в соответствующих случаях, с помощью Менеджера обзоров 5. Нашим первичным результатом был успешный аборт (эффективность), определяемый как полное опорожнение матки без необходимости хирургического вмешательства. Развивающаяся беременность (наличие неповрежденного плодного яйца) была нашим вторичным результатом, измеряющим успех или эффективность. Мы изучили статистическую неоднородность при помощи критериев хи-квадрат и статистических данных I2, используя точку завершения сбора данных P<0,10 для обозначения статистической неоднородности. Для оценки качества данных использовался подход GRADE. Мы использовали стандартные методологические процедуры, предусмотренные Кокраном.

Основные результаты

Мы нашли 18 исследований (два рандомизированных контролируемых испытания и 16 нерандомизированных исследований), в которых приняли участие 11 043 женщин, перенесших медикаментозный аборт на ранних сроках беременности (до девяти недель беременности) в 10 странах. Шестнадцать исследований проводились в условиях малых или средних ресурсов, а два исследования – в условиях значительных ресурсов. Одно нерандомизированное исследование получало анальгетики от фармацевтической компании. Пять нерандомизированных исследований и одно рандомизированное контролируемое исследование (РКИ) не сообщили о финансировании; девять нерандомизированных исследований получили полное или частичное финансирование от анонимного донора. Пять нерандомизированных исследований и одно рандомизированное контролируемое исследование получили финансирование от государственных учреждений, частных фондов или некоммерческих организаций. В основном, данные были получены от женщин, принимающих мифепристон в присутствии медицинского работника, а затем мизопростол без его наблюдения (например, дома).

Отсутствуют доказательства разницы в количестве успешных абортов в группах, осуществлявших аборт самостоятельно, и группах, осуществлявших аборт под наблюдением медицинского работника: для двух РКИ коэффициент риска (КР) – 0,99, 95% доверительный интервал (ДИ): 0,97–1,01; 919 участников; умеренная достоверность доказательств. 16 нерандомизированных исследований характеризуются очень низкой достоверностью доказательств: КР 0,99, 95% ДИ: 0,97–1,01; 10 124 участника.

Что касается исхода развивающейся беременности, разница между двумя группами может быть незначительной или отсутствовать вообще: для одного РКИ: КР 1,69, 95% ДИ: 0,41–7,02; 735 участников; низкая достоверность доказательств; и доказательства с очень низкой достоверностью для 11 нерандомизированных исследований: КР 1,28, 95% ДИ: от 0,65–2,49; 6 691 участник.

Мы не уверены, есть ли какие-либо различия в плане осложнений, которые требуют хирургического вмешательства, поскольку мы не нашли соответствующие РКИ, а данные трех нерандомизированных исследований имели очень низкую достоверность: в случае трех нерандомизированных исследований: КР 2,14, 95% ДИ: 0,80–5,71; 2 452 участника.

Выводы авторов

Согласно данному обзору, самостоятельное проведение процедур медикаментозного аборта второго этапа на ранних сроках так же эффективно, как и проведение соответствующих процедур врачом, в том, что касается успешного исхода аборта. Разница в исходе развивающейся беременности может отсутствовать, однако об этом нельзя утверждать со всей определенностью. Доказательства риска осложнений, которые требуют хирургического вмешательства, характеризуются низкой достоверностью. Данные являются ограниченными ввиду дефицита высококачественных планов исследований и присутствия риска систематической ошибки. Данный обзор не представляет достаточных доказательств для определения безопасности самостоятельного медикаментозного аборта по сравнению с приемом соответствующих лекарственных препаратов в присутствии медицинского работника.

В рамках дальнейших исследований необходимо изучить эффективность и безопасность самостоятельного медикаментозного аборта в условиях отсутствия медицинского работника на протяжении всего протокола медикаментозного аборта (например, во время приема мифепристона или части схемы приема одного лишь мизопростола) и на более поздних сроках беременности (т.е. более девяти недель). Самостоятельный медикаментозный аборт требует исследований, поскольку необходимо понять, как лучше всего информировать и поддерживать женщин, которые принимают решение о самостоятельном медикаментозном аборте, а также, когда им следует обращаться за медицинской помощью.